Круглый стол "Перспективы строительного рынка в 2018 году"
Строительная отрасль в Украине переживает масштабные изменения. Государство, бизнес и общественность начали общую работу над законами о легализации строительства, сертификации стройматериалов, системы контроля и т.д. На повестке дня – законы об обязательном сертифицировании продукции, регистрации прав инвесторов и защита последних от мошенничества на законодательном уровне, а также новая концепция проверок строительств.
1 марта в конференц-холле IQ Business Center представители строительной отрасли страны собрались на первый в 2018 году тематический круглый стол “Легитимность и безопасность строительных объектов: несовершенство действующего законодательства и перспективы изменений в 2018 году”. Среди участников были представители Комитета ВР по вопросам строительства и ЖКХ, ГАСИ Украины, коммуникационная платформа Red Community, BRDO.
Среди главных тем круглого стола – реформы строительной отрасли, законодательные изменения, регламентирование качества и рыночный надзор, а также легитимность и безопасность объектов строительства.
Как заявил в ходе встречи заместитель главы Комитета Верховной Рады Украины по вопросам строительства, градостроительства и ЖКХ Александр Кодола, в законодательной сфере главными достижениями прошлого года можно считать законопроект №1817 о разрешительной документации и ответственности девелоперов и органов контроля. Кроме того, весомым шагом в развитии законодательства является принятие Закона “Об энергетической эффективности зданий”.
“Сегодня отсутствует законодательство о качестве строительства и качестве строительных материалов. В ближайшее время планируется рассмотрение законопроекта “Об основных требованиях к сооружениям”, а также “Об условиях размещения на рынке строительных материалов”. Эти законы вызывают много вопросов и дискуссий, но без них обеспечить качество строительства невозможно. Готовится для рассмотрения во втором чтении законопроект №6403 относительно планировочной документации. Разработан и рекомендован для рассмотрения Комитетом законопроект №7084 о регистрации прав на будущие объекты недвижимого имущества, который обеспечивает права инвесторов и может обезопасить их от мошенничества. Разработан проект №7085 – он определяет процедуры лицензирования адресов объектов строительства. Законопроект №7266 – изменения в законодательство о регулировании градостроительной деятельности о передаче, прекращении и временного прекращения полномочий органов градостроительного контроля. Планируется завершение подготовки законопроектов о долгостроях, о доступном жилье, изучается целесообразность подготовки законопроектов по строительному контролю, разграничение ответственности заказчика, проектанта и генерального подрядчика им технического надсмотра”, – рассказал Александр Кодола.
По словам главы Госархстройинспекции Украины Алексея Кудрявцева, одним из наиболее знаковых достижений в строительном законодательстве прошлого года можно считать отмену строительных деклараций в рамках законопроекта №1817.
“Это позволило в разы уменьшить количество нелегальных застроек. Декларации, которыми злоупотребляли непорядочные застройщики, раз и навсегда ушли в прошлое. В 2011 году вместе с их внедрением законодатель хотел подтолкнуть отрасль к развитию, но некоторые застройщики это использовали в своих целях и начали пользоваться “пробелом” в Законе – декларировали трехэтажные дома, на месте которых строили “небоскребы” на частных участках. Сейчас этого не существует”, – рассказал Алексей Кудрявцев.
По его словам, до конца марта госархстройинспекция планирует внедрить новеллу в регистрации объектов малого и среднего бизнеса (СС1) – ликвидировать вмешательство должностного лица в их регистрацию.
“Также мы планируем отойти от внеплановых и плановых проверок и делать поэтапный осмотр выполнения строительных работ. Например, для объектов категории СС2 – 2 этапа, для СС3 – 3 этапа. В случае выявления нарушений – не сразу выписывать штраф и останавливать строительство, а выписать рекомендации для их устранения. Штрафные санкции должны также соответствовать типу объекта (суммы поменьше для СС1, больше – для СС3)”, – рассказал Алексей Кудрявцев, представивший на мероприятии видение изменений концепции госархстройконтроля. При этом чтобы приступить к следующему этапу строительства, необходимо пройти проверку предыдущего на соответствие нормам и правилам.
При внедрении изменений, предложенных в концепции, ГАСИ, по словам ее главы, становится не “карательным” органом, а содействует законному строительству. Кроме того, ожидается, что результатом для граждан станут уверенность в инвестициях и качестве строительства, бизнес получит уменьшение финансовой нагрузки и упрощение в вопросах градостроительной деятельности. А государство – системный мониторинг состояния строительных работ и повышение в рейтинге Doing Business.
Руководитель офиса “Строительство” BRDO Елена Шуляк считает, что сегодня институция рыночного надсмотра за качеством стройматериалов бездействует. Однако, ждать громких законодательных прорывов в 2018 году не стоит, несмотря на то, что Украина обязалась до 2020 года привести свое профильное законодательство в соответствие с Регламентом Европейского союза (ЕС) № 305/2011 по строительным материалам.
В то же время, 1 января в Украине перестала действовать обязательная сертификация по системе УкрСЕПРО.
“Когда законодатель принимал решение отменить эту обязательную сертификацию, он рассчитывал на то, что в Украине уже к этому времени будут имплементированы европейские нормы, и будет действовать положение 305-го Европейского регламента. Но этого не случилось. Сегодня законопроекты №5171 “Об основных требованиях к сооружениям, а также основные условия размещения на строительном рынке” пока не рассматривался даже в первом чтении. Вся приобретаемая девелоперами продукция не обязательно сертифицирована. Сейчас центры сертификации, которые раньше проводили это обязательно, сегодня предоставляют услуги добровольной сертификации. Но у этих центров сегодня нет никакой ответственности, поэтому риск принимает на себя только девелопер. ГАСИ Украины определена как орган, который осуществляет рыночный надсмотр за строительными изделиями. В то же время, в законодательстве отсутствует толкование такого понятия, как “строительное изделие”. Также отсутствует перечень продукции, за которой ГАСИ должна вести надсмотр”, – рассказала Елена Шуляк.
Как прокомментировал директор департамента разрешительной документации компании City One Development Александр Дидык, предложенная концепция изменения контроля строительства может содействовать развитию цивилизованного рынка. Но есть и ряд вопросов, которые остаются нерешенными.
“Есть законодательные инициативы, которые гласят об отмене паевого участия и отменяют соответствующую статью в Законе о регулировании градостроительной деятельности, в частности, о точках подключения к сетям вне границ земельного участка. Этого ни в коем случае нельзя делать. Отменят эту статью – девелоперы останутся без строек. Так, никакая из энергоснабжающих компаний не даст точку подключения на границе. К сожалению, даже по действующему Генплану никто ничего не подвел. Сомневаюсь, что это будет сделано по тому его варианту, который готовится к принятию. Мы, застройщики, вынуждены будем строить сеть за свой счет, хотя это нужно решить с помощью платы за присоединение. К тому же, паевое участие и инженерные сети – это разные вещи, но если мы будем строить их за свой счет, то паевое нужно отменить”, – рассказал Александр Дидык.
Использованы материалы с сайтов:
- Строительный рынок 2018: борьба с фальсификатом, незаконными стройками, новая концепция проверок
- www.kievvlast.com.ua
- www.dabi.gov.ua