Законодательные изменения в градостроительстве предусматривают обязательную экспертизу проектов
12.06.2017
Закон № 1817-VIII "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования градостроительной деятельности».
Данный Закон вступил в силу 10 июня 2017 года. Его действие многовекторное и направлено, прежде всего, на смену существующей системы разрешений в строительстве и приведения ее в соответствие с европейскими стандартами. Отныне строительная отрасль будет работать по новым правилам и нормам. Законом определен переход от трехступенчатой ??разрешительной системы (уведомление, декларация и разрешение на строительство) к двухступенчатой ??( уведомление, разрешение).
Отменяются категории сложности объектов строительства
Порядок оформления разрешительных документов определяется отныне не по категории сложности объекта строительства, а по классу последствий. Законом упраздняются категории сложности - теперь объекты строительства будут оцениваться только по классам последствий (или ответственности).
Класс последствий для зданий и сооружений характеризует:
- уровень потенциальной опасности для жизни или здоровья людей, которые могут находиться внутри (постоянно или периодически) или находиться снаружи такого объекта,
- уровень материальных или социальных потерь, при прекращении эксплуатации объекта.
Определение класса последствий
Класс последствий определяется для каждого отдельного объекта любого назначения - здания, строения, сооружения, отдельных их частей. Это должно осуществляться в соответствии с законодательством и требованиями действующих нормативных документов: строительных норм, стандартов и правил.
Классы последствий для строительных объектов:
- СС1 - незначительные последствия - относятся объекты I и II категорий сложности;
- СС2 - средние последствия - относятся объекты III и IV категорий сложности;
- СС3 - значительные последствия - относятся объекты V категории сложности.
Отнесение объекта строительства к классу последствий
- Законом четко определены объекты, которые не могут быть отнесены к незначительному классу последствий и которые обязательно относятся к значительному.
- Отнесение объекта строительства к классу последствий возлагается на проектную организацию и согласовывается с заказчиком.
- Правильность такого отнесения проверяется при проведении экспертизы проектов .
Обязательная экспертиза и разрешение на строительство
Законом внесены ряд изменений в некоторые законодательные акты в сфере градостроительства, предусматривающих замену процедуры регистрации декларации и введения объектов в эксплуатацию. Объекты незначительного класса последствий будут строиться на основании уведомления, а среднего и значительного (многоквартирные жилые дома, больницы, школы, детсады, торгово-развлекательные комплексы – среднего; большие жилые комплексы, офисные центры, сложные промышленные сооружения - значительного класса) - исключительно на основании соответствующего разрешения.
Обратите ВНИМАНИЕ! Прохождение строительной экспертизы для объектов средних и значительных последствий является обязательным!
Все вышеизложенные нововведения нацелены на ликвидацию манипуляций, которые были ранее с декларативным принципом, чем не стеснялись пользоваться недобросовестные застройщики. Теперь у органов контроля будут реальные механизмы для выявления незаконных застроек еще на начальном этапе.
В свою очередь, для несложного строительства новая процедура получения разрешения на строительство предусматривает значительное упрощение и позволит избежать необоснованного возврата поданных документов.
Кроме того, Законом определен исчерпывающий перечень условий - исходных данных для проектирования строительных объектов.
Как отметил Алексей Кудрявцев, Председатель Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины, усовершенствованное градостроительное законодательство позволит качественно по-новому выстроить взаимоотношения между всеми участниками - государством, крупными застройщиками и обычными гражданами-инвесторами.
Ответственность за законность строительства
Законом вводится унифицированный акт проверки, и определяются конкретные сроки устранения выявленных нарушений. Кроме того, он усиливает ответственность за законность строительства - как со стороны застройщика, так и со стороны должностного лица, выдавшего разрешение. Для должностных лиц предусмотрена дисциплинарная, административная и уголовная ответственность за незаконную выдачу разрешений. Для строителей-нарушителей градостроительного законодательства увеличиваются размеры штрафов. Прежде всего, это касается объектов среднего класса последствий ответственности. Сумма штрафов увеличится с 90 до 370 прожиточных минимумов. Между тем, кроме карательной функции Закон также предусматривает мощные механизмы защиты порядочных застройщиков и сокращения бюрократии при получении разрешений.
Новые нормы также упорядочивают процедуры выдачи градостроительных условий и ограничений. В частности, четко регламентирован перечень оснований, по которым застройщикам может быть отказано в разрешении на строительство, что сделает невозможными случаи произвола со стороны чиновников и уменьшит коррупционную составляющую.
Новый закон является фундаментом, который позволит в будущем построить в Украине прозрачный рынок недвижимости - без конфликтов, проблемных строек и афер.
Материалы по теме
- ЗАКОН УКРАЇНИ № 1817-VIII Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо удосконалення містобудівної діяльності
- «Перші позитивні результати дії нового Закону очікуємо вже до кінця року» – Голова Держархбудінспекції Олексій Кудрявцев
Возможно Вас заинтересует еще и другая информация по данной теме: