Круглый стол "Перспективы строительного рынка в 2018 году"

Строительная отрасль в Украине переживает масштабные изменения. Государство, бизнес и общественность начали общую работу над законами о легализации строительства, сертификации стройматериалов, системы контроля и т.д. На повестке дня – законы об обязательном сертифицировании продукции, регистрации прав инвесторов и защита последних от мошенничества на законодательном уровне, а также новая концепция проверок строительств.

1 марта в конференц-холле IQ Business Center представители строительной отрасли страны собрались на первый в 2018 году тематический круглый стол “Легитимность и безопасность строительных объектов: несовершенство действующего законодательства и перспективы изменений в 2018 году”. Среди участников были представители Комитета ВР по вопросам строительства и ЖКХ, ГАСИ Украины, коммуникационная платформа Red Community, BRDO.

Перспективы строительного рынка в 2018 году

Среди главных тем круглого стола – реформы строительной отрасли, законодательные изменения, регламентирование качества и рыночный надзор, а также легитимность и безопасность объектов строительства.

Как заявил в ходе встречи заместитель главы Комитета Верховной Рады Украины по вопросам строительства, градостроительства и ЖКХ Александр Кодола, в законодательной сфере главными достижениями прошлого года можно считать законопроект №1817 о разрешительной документации и ответственности девелоперов и органов контроля. Кроме того, весомым шагом в развитии законодательства является принятие Закона “Об энергетической эффективности зданий”.

“Сегодня отсутствует законодательство о качестве строительства и качестве строительных материалов. В ближайшее время планируется рассмотрение законопроекта “Об основных требованиях к сооружениям”, а также “Об условиях размещения на рынке строительных материалов”. Эти законы вызывают много вопросов и дискуссий, но без них обеспечить качество строительства невозможно. Готовится для рассмотрения во втором чтении законопроект №6403 относительно планировочной документации. Разработан и рекомендован для рассмотрения Комитетом законопроект №7084 о регистрации прав на будущие объекты недвижимого имущества, который обеспечивает права инвесторов и может обезопасить их от мошенничества. Разработан проект №7085 – он определяет процедуры лицензирования адресов объектов строительства. Законопроект №7266 – изменения в законодательство о регулировании градостроительной деятельности о передаче, прекращении и временного прекращения полномочий органов градостроительного контроля. Планируется завершение подготовки законопроектов о долгостроях, о доступном жилье, изучается целесообразность подготовки законопроектов по строительному контролю, разграничение ответственности заказчика, проектанта и генерального подрядчика им технического надсмотра”, – рассказал Александр Кодола.

Алексея Кудрявцева

По словам главы Госархстройинспекции Украины Алексея Кудрявцева, одним из наиболее знаковых достижений в строительном законодательстве прошлого года можно считать отмену строительных деклараций в рамках законопроекта №1817.

“Это позволило в разы уменьшить количество нелегальных застроек. Декларации, которыми злоупотребляли непорядочные застройщики, раз и навсегда ушли в прошлое. В 2011 году вместе с их внедрением законодатель хотел подтолкнуть отрасль к развитию, но некоторые застройщики это использовали в своих целях и начали пользоваться “пробелом” в Законе – декларировали трехэтажные дома, на месте которых строили “небоскребы” на частных участках. Сейчас этого не существует”, – рассказал Алексей Кудрявцев.

По его словам, до конца марта госархстройинспекция планирует внедрить новеллу в регистрации объектов малого и среднего бизнеса (СС1) – ликвидировать вмешательство должностного лица в их регистрацию.

“Также мы планируем отойти от внеплановых и плановых проверок и делать поэтапный осмотр выполнения строительных работ. Например, для объектов категории СС2 – 2 этапа, для СС3 – 3 этапа. В случае выявления нарушений – не сразу выписывать штраф и останавливать строительство, а выписать рекомендации для их устранения. Штрафные санкции должны также соответствовать типу объекта (суммы поменьше для СС1, больше – для СС3)”, – рассказал Алексей Кудрявцев, представивший на мероприятии видение изменений концепции госархстройконтроля. При этом чтобы приступить к следующему этапу строительства, необходимо пройти проверку предыдущего на соответствие нормам и правилам.

При внедрении изменений, предложенных в концепции, ГАСИ, по словам ее главы, становится не “карательным” органом, а содействует законному строительству. Кроме того, ожидается, что результатом для граждан станут уверенность в инвестициях и качестве строительства, бизнес получит уменьшение финансовой нагрузки и упрощение в вопросах градостроительной деятельности. А государство – системный мониторинг состояния строительных работ и повышение в рейтинге Doing Business.

Круглый стол

Руководитель офиса “Строительство” BRDO Елена Шуляк считает, что сегодня институция рыночного надсмотра за качеством стройматериалов бездействует. Однако, ждать громких законодательных прорывов в 2018 году не стоит, несмотря на то, что Украина обязалась до 2020 года привести свое профильное законодательство в соответствие с Регламентом Европейского союза (ЕС) № 305/2011 по строительным материалам.

В то же время, 1 января в Украине перестала действовать обязательная сертификация по системе УкрСЕПРО.

“Когда законодатель принимал решение отменить эту обязательную сертификацию, он рассчитывал на то, что в Украине уже к этому времени будут имплементированы европейские нормы, и будет действовать положение 305-го Европейского регламента. Но этого не случилось. Сегодня законопроекты №5171 “Об основных требованиях к сооружениям, а также основные условия размещения на строительном рынке” пока не рассматривался даже в первом чтении. Вся приобретаемая девелоперами продукция не обязательно сертифицирована. Сейчас центры сертификации, которые раньше проводили это обязательно, сегодня предоставляют услуги добровольной сертификации. Но у этих центров сегодня нет никакой ответственности, поэтому риск принимает на себя только девелопер. ГАСИ Украины определена как орган, который осуществляет рыночный надсмотр за строительными изделиями. В то же время, в законодательстве отсутствует толкование такого понятия, как “строительное изделие”. Также отсутствует перечень продукции, за которой ГАСИ должна вести надсмотр”, – рассказала Елена Шуляк.

Как прокомментировал директор департамента разрешительной документации компании City One Development Александр Дидык, предложенная концепция изменения контроля строительства может содействовать развитию цивилизованного рынка. Но есть и ряд вопросов, которые остаются нерешенными.

“Есть законодательные инициативы, которые гласят об отмене паевого участия и отменяют соответствующую статью в Законе о регулировании градостроительной деятельности, в частности, о точках подключения к сетям вне границ земельного участка. Этого ни в коем случае нельзя делать. Отменят эту статью – девелоперы останутся без строек. Так, никакая из энергоснабжающих компаний не даст точку подключения на границе. К сожалению, даже по действующему Генплану никто ничего не подвел. Сомневаюсь, что это будет сделано по тому его варианту, который готовится к принятию. Мы, застройщики, вынуждены будем строить сеть за свой счет, хотя это нужно решить с помощью платы за присоединение. К тому же, паевое участие и инженерные сети – это разные вещи, но если мы будем строить их за свой счет, то паевое нужно отменить”, – рассказал Александр Дидык.

Использованы материалы с сайтов:

  • Строительный рынок 2018: борьба с фальсификатом, незаконными стройками, новая концепция проверок
  • www.kievvlast.com.ua
  • www.dabi.gov.ua

 

Важная информация

Законодательные изменения предусматривают обязательную экспертизу проектов

Законодательные изменения предусматривают обязательную экспертизу проектов

Закон № 1817-VIII "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования градостроительной деятельности» вступил в силу 10 июня 2017. Он имеет многовекторное действие и направлен, прежде всего, на смену существующей системы разрешений в строительстве. Отныне строительная отрасль будет работать по новым правилам и нормам. Закон предусматривает обязательную экспертизу проектов строительства

подробнее

Как выбрать экспертную компанию для экспертизы проектов строительства в Украине

Как выбрать экспертную компанию для экспертизы проектов строительства в Украине

Выбор экспертной организации - очень сложный и важный процесс. Ознакомьтесь с советами, которые могут вам помочь в выборе подрядчика. Во-первых, убедитесь, что выбранная вами компания находится в списке экспертных организаций, имеющих право на осуществление комплексной экспертизы проектов строительства, который размещен на сайте Минрегионстроя. Правильный выбор также предполагает учет других важных факторов.

подробнее

«Перша Будівельна Експертиза» відповідає новим критеріям Мінрегіону

«Первая Строительная Экспертиза» отвечает новым критериям Минрегиона

ООО «Первая Строительная Экспертиза» соответствует Критериям и может осуществлять экспертизу проектов строительства объектов, которые не содержат государственной тайны, по всем направлениям экспертизы, кроме экспертизы дорог, ядерной и радиационной безопасности, всем разделам проектной документации, по классу последствий относятся к объектам (СС1), (СС2) и (СС3).

подробнее